Для чего нужна вакцинация

1. Гарантирует ли вакцинация 100%-ю защиту от болезни?

2. Схемы вакцинации животных

3. От каких болезней прививают животных?

4. Нужно ли вакцинировать домашнее животное?

5. Подготовка к вакцинации

6. Карантин

7. Побочные проявления

8. Документирование вакцинации

Свой первичный иммунитет котята и щенки получают при рождении от матери в виде специальных белков — антител. В особенно большом количестве они содержатся в молозиве, которым новорожденные питаются первое время. Пока материнские антитела активны, малыши защищены от некоторых вирусных инфекций. Но данный иммунитет не идеален и действует временно.

По истечении 16-20 недель эти антитела полностью исчезают из организма и он остается без защиты. Поэтому вакцинацию начинают с шести-восьминедельного возраста и заканчивают по достижении питомцем шести месяцев.

Гарантирует ли вакцинация 100%-ю защиту от болезни?

Нет, вакцинация направлена лишь на профилактику конкретных видов вирусных инфекций и достаточно специфична. Она не дает гарантий, но значительно минимизирует риск протекания заболевания в тяжелой форме (например, при калицивирусной инфекции кошек). А к некоторым инфекциям (например, к бешенству) современные вакцины формируют достаточно высокий иммунитет.

Конечно, на развитие иммунитета у животного влияют многие факторы, из-за которых прививка может быть неэффективна. Например, возможно скрытое течение какой-либо болезни во время вакцинации. А есть и такие кошки и собаки, которые никогда не смогут выработать иммунитет против инфекций из-за врожденной генетической патологии.

Схемы вакцинации животных

Первая прививка животному ставится по достижению им восьминедельного возраста. Срок выбран не случайно: котята и щенки в первые месяцы жизни находятся под защитой иммунитета матери (антитела поступают в их организм вместе с молозивом).

Спустя 3-4 недели проводится повторная вакцинация. Ревакцинация позволяет выработать у котят и щенят адекватный ответ на антигены, то есть способствует формированию стойкого иммунитета. Также в это время (но не ранее 12-недельного возраста) ставится вакцина от бешенства. В дальнейшем вакцинация животных должна проводиться раз в год.

От каких болезней прививают животных?

Вакцинирование может спасти от множества заболеваний, в том числе тех, которые могут закончиться летальным исходом.

Прививки собакам ставят от основных инфекционных заболеваний собак, таких как:

• парвовирусный энтерит;

• чума плотоядных;

• аденовирус;

• парагрипп;

• лептоспироз;

• бешенство

Некоторые вакцины содержат антигены каронавирусного энтерита.

Животных питомникового, приютского содержания, выставочных собак, охотничьих собак, животных, которые часто бывают в поездках с владельцами, дополнительно прививают от бордетеллеза.

Прививки кошкам и котам делают от следующих болезней

• панлейкопении;

• герпесвирусной инфекции;

• калицивироза;

• бешенства.

Если ваш питомец выезжает с вами на дачу, рекомендуется дополнительно сделать прививку от хламидиоза, вирусного лейкоза и бордетеллеза.

Нужно ли вакцинировать домашнее животное?

Некоторые владельцы не прививают своего питомца, мотивируя это его квартирным содержанием без выгулов и выездов за город. Ветеринары нашей клиники на основании научных исследований и собственного практического опыта заявляют: чтобы заразиться контагиозными заболеваниями, не обязательно близко общаться с сородичами, многие инфекции передаются воздушно-капельным и фекально-оральным путем. Также необходимо знать о таком понятии, как зооантропоноз.

Это общие для человека и животного болезни, к которым относятся лептоспироз и бешенство. Поэтому вакцинация – это не только защита животного, но и безопасность здоровья хозяина.

Подготовка к вакцинации

Правильная подготовка животного к вакцинации против инфекционных болезней включает три пункта:

1. Дегельминтизацию, то есть обработку питомца от гельминтов. Она является желательным профилактическим мероприятием перед вакцинацией. Лучший срок проведения дегельминтизации — семь-десять дней до вакцинации. Но если вы обрабатываете питомца от гельминтов регулярно (ежемесячно для щенков и котят, каждые три месяца — для взрослых), то это необязательно. Рекомендуем приобретать препараты импортного производства в специализированных магазинах или ветеринарных аптеках. Они разработаны специально для животных, поэтому хорошо ими переносятся и достаточно эффективны. Применять их необходимо строго по инструкции, рассчитывая дозу исходя из веса питомца.

2. Обеспечение комфортного режима. За семь дней до проведения вакцинации рекомендуем оградить питомца от стресс-факторов. Следует избегать смены рациона, транспортировки на дальние расстояния, переохлаждения (в том числе купания) и прямого контакта с другими животными (особенно бездомными).

3. Если вы купили или подобрали питомца, то для начала нужно выдержать 14-дневный карантин, ведь многие вирусные инфекции имеют скрытый период развития болезни, а вакцинировать болеющее животное нельзя.

Карантин

Если вы взяли маленького щенка или котенка, то после вакцинации необходимо выдержать строгий двухнедельный карантин. Дело в том, что стойкий иммунитет формируется у малыша в течение этого времени, и его организм вакцина пока не сможет защитить от инфекции. В этот период не рекомендуется выгуливать питомца, купать, переохлаждать и нагружать его физическими нагрузками. Если в доме есть другие животные, которые выходят на улицу, лучше не допускать контакта питомца с ними. Контакт с другими животными и выгул безопасен для малышей возможен только через 2 недели после проведения ревакцинации!

Взрослым собакам и кошкам карантин не требуется.

Побочные проявления

Препарат вводится по инструкции. В большинстве случаев — подкожно. На месте введения вакцины часто образуется уплотненный участок с несколько повышенной температурой, который самостоятельно исчезнет спустя некоторое время. Это нормальная реакция организма на проникновение возбудителя, и она не должна вас пугать.

В первый день после вакцинации животного возможны следующие побочные явления:

• вялость;

• сниженный аппетит;

• повышенная сонливость;

• припухлость в месте укола;

• однократная диарея.

Документирование вакцинации

Если ваш питомец будет участвовать в выставках, или вы будете просто вывозить его за границу, или участвовать в разведении, вам потребуется ветеринарный паспорт международного образца. В нем указываются все прививки, сделанные вашему питомцу.

Также при выезде за границу вам может потребоваться оформление дополнительных документов на транспортировку (оформляется в государственных ветеринарных клиниках). В странах Евросоюза питомцу, помимо всего прочего, потребуется наличие вживлённого электронного чипа, то есть пушистика нужно будет чипировать.

Вернуться к статьям